Литература

  Написать письмо

Значимость практических результатов научной работы

Практическими результатами могут быть: разработка конкретных технических средств или их макетов; разработка организации технологических процессов и их внедрение; методики расчета исследуемых характеристик, процессов, устройств; программы их расчета на ЭВМ; программы и методики обучения эксплуатационного персонала, испытаний и приемки изделий и технологических процессов; полезный эффект, полученный при внедрении (реализации) результатов работы и подтвержденный актами о реализации.

В тексте диссертации должна содержаться демонстрация полезности результатов с конкретным показом достигаемых преимуществ. Практическая ценность работы определяется в терминах: сокращаются время, затраты, энергоемкость, вес, коэффициент запаса по ..., вредное воздействие на ...; повышены точность, быстродействие, производительность, достоверность, надежность, ресурс. Выигрыш по оцениваемым показателям должен быть практически ощутимым и в любом случае превышать погрешность оценки показателя. Практическая ценность результатов лучше всего оценивается эффективностью — сопоставлением выигрыша от полученного эффекта с затратами на его получение в форме разности или отношения. Понятие эффективности относится только к целенаправленным процессам

В работах со значительным удельным весом экономических аспектов как эффект, так и затраты подсчитываются с учетом временной динамики затрат и масштаба внедрения (например, капиталовложения и эксплуатационные расходы могут приводиться к первому году внедрения).

Подтверждением практической ценности могут служить успех непосредственного применения, решение компетентного органа об использовании включение в стандарт, нормативную документацию, ОКР, в план ОКР, утверждение метода расчета головной проектной организацией; решение НТС министерства, госкомитета, отделения Академии Наук о развитии исследований.

 Иногда практическая ценность работы становится очевидной многие годы спустя. Так, например, результаты Аполлония по коническим сечениям не находили применения 2000 лет Только 4 октября 1957 г. — после запуска первого спутника — проф. С. М. Лозинский смог, наконец, заявить (факт из истории Военно-космической академии им. А Ф. Можайского), что эту тему исключать из программы курса математики нельзя.

Анонсы