Литература

  Написать письмо

Внешнее оформление Островского

Островский всегда придавал большое значение внешнему оформлению спектакля, стремясь к правдивому воспроизведению и чисто внешней стороны представления, в особенности в бытовых пьесах. Но достоверно точная передача деталей обстановки никогда не была конечной целью драматурга и режиссера. Он стремился к наиболее полному воплощению идеи пьесы, яркости и выразительности сценических образов, а изображение бытовых подробностей должно было служить этой цели. Островский ценил яркое, захватывающее театральное зрелище, однако не одобрял желания во что бы то ни стало привлечь зрителя, которое могло привести к неизбежному снижению уровня сцены. Великий драматург стремился к тому, чтобы Малый театр увлекал, потрясал душу зрителя произведениями подлинного искусства и ни в коем случае не превращался в средство забавы неразборчивой в художественном отношении публики. Он с горечью говорил о провинциальной сцене, о невежественных антрепренерах и их беспокойстве о кассовых сборах спектаклей. Основным средством привлечения публики в театр была афиша, о ней заботились больше всего, что не могло не возмущать Островского, так как часто мелодраматические названия, призванные заинтриговать любопытство зрителей, наносили существенный вред его пьесам. Против этого и считал своим долгом бороться драматург - за чистоту и высокое назначение театрального искусства.

Точную, законченную программу, обобщающую опыт Островского- режиссера и теоретика, представляют его суждения о художественной дисциплине и ансамбле театральной труппы. Он считал, что создание спектакля -  сложная творческая задача, требующая единства усилий всех участников представления. Они должны быть подчинены одной цели- воплощению замысла драматурга. Для этого разная по составу труппа должна быть строго объединена в цельный ансамбль, быть слаженной, сплоченной и однородной. Островский писал в заметке «О театральных школах»: «Художественной дисциплиной называется такой порядок в управлении сценой, при котором: 1) для достижения полного эффекта данным драматическим произведением все артистические силы исполнителей сводятся к единству; 2) предоставляется каждому таланту именно та доля участия, какая требуется для того, чтобы произвести цельное впечатление; 3) наблюдается, чтобы каждый артист давал ни больше, ни меньше того, что требуется его ролью по отношению к целому. Дисциплина достигается умелой постановкой, контролем над исполнением и корректурой исполнения»[1].

Эти мысли о художественной организации спектакля имели огромное значение для дальнейшей судьбы всего русского театрального искусства. Дело в том, что на сцене в то время еще царило премьерство, пренебрежительное отношение к тексту роли, публика еще не избавилась от дурной привычки  смотреть не спектакль в целом, а любимого актера. Все это не могло не наносить серьезный вред театру. Произвол премьеров, забота только лишь о собственном успехе у публики, об аплодисментах зрительного зала особенно заметны были на Александринской сцене. Однако, как я уже упоминала в предыдущих разделах, малый театр всегда отличался хорошей дисциплиной и цельностью труппы. И Островский высоко ценил и гордился славным прошлым театра, его достижениями и традициями, в которых он видел опору, основу труппы, своего рода силу, объединяющую самые разнообразные таланты и дарования: «…если, вследствие особых благоприятных обстоятельств, традиции хороши, правильны, не имеют в себе ничего условного… тогда труппа является инструментом совершенным, о каком только могут мечтать драматические писатели, каких бы они талантов, стран, веков ни были»[2], -писал он в своих заметках.

Статья подготовлена по заказу курсов по подготовки бизнес тренеров в институте РУДН.

Автор: Аненкова Н.И., руководитель отдела покупки и продажи недвижимости в Болгарии.

[1] А.Н. Островский, «О театральных школах»

[2] Там же

Анонсы